Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
%d0%9b%d0%b5%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%b0%d1%81

Геймер Sajlador 26

98

Не меньше восьми выборов в день

Выбор.

Нет, не из тех тяжелых случаев, которые иногда заставляют человека отказываться от самого себя и молить о том чтобы все, выпавшее на его долю, легло на плечи кого угодно, но только не его. Не тот выбор, который определяет судьбы - а просто, выбор.

Именно это должны предлагать игры - эта мысль кроется даже в таком распространенном наименовании этого рода “продуктов”, как “Интерактивные развлечения”. Которое я, к слову, недолюбливаю за некоторую предвзятость. Интерактивность подразумевает выбор. И, что важнее - отклик на этот выбор. Но многие ли компьютерные игры по-настоящему интерактивны? К примеру взять большинство самых классных и общепризнанных сюжетных шутеров и приключений, предлагающих игроку красивые истории. В таких историях мы всегда движемся по “рельсам” сюжета, наслаждаясь видами и потрясающими событиями, что происходят с главными героями. Если надо - берем в свои руки контроллер и стреляем врагов или решаем головоломки, чтобы герои игры и сюжет в целом продвинулись дальше.

Если свернуть в такой игре не туда, куда подразумевается разработчиками в сюжете - нас, как правило, так или иначе тут же остановят - и подскажут, эдаким недотепам, что на самом деле нам туда вовсе не нужно, а нужно совсем в другую сторону... а порой ведь и наверняка возмутятся - “Да куда же Вы все норовите попасть!? Ведь неужели не проще следовать за простыми указаниями и смотреть историю? Ведь автор для вас же старался - приготовил историю специально для вас!”. Но виду ж однако не показывают... но а что, если бы показали? Если бы прямо в игре рассказчик истории начал спорить с игроком, которому постоянно хочется куда угодно, но только не туда, куда его просят пройти?.. Да, игра предполагает интерактивность. На самом деле - игра заведомо должна отрицать возможность линейного повествования - это противоречит самому языку этого вида искусства. Однако же позвольте - как иначе разработчику рассказать в игре историю?!

Не хотите ли поспорить на эту тему? Поспорить... прямо в игре. Что если бы игра не развлекала игрока, не учила его, и даже не бросала игроку вызов - а состояла бы в том, чтобы игрок бросил вызов линейному сюжету игры?

Вот как раз примерно это и предлагает нам одна из самых необычных игр на свете - Притча о Стэнли.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

Начинается история. Выразительный голос рассказчика повествует нам о том как Стэнли день ото дня, неделю за неделей, месяц за месяцем работает в своем офисе и строго соблюдая все инструкции, самым ответственным образом нажимает на кнопки в вверенном ему компьютере. На экране компьютера отображается как именно, какие именно кнопки и в каком порядке должен нажимать Стэнли - и Стэнли без уклонений нажимает на кнопки. Кому-то эта работа может показаться скучной - но для Стэнли эта работа по душе. Она абсолютно разделяет принципы его существования. Стэнли… счастлив. Но как-то вдруг - Стэнли осознает, что указаний на его компьютер больше не поступает. Более того - абсолютно никто не приходит к нему в кабинет, с приказом или хотя бы просто приветом… вокруг просто никого больше нет. Наш персонаж в полном замешательстве. И именно этого персонажа нам предлагают сыграть, от первого лица - Стэнли полностью передается под наш контроль, а значит теперь мы это Стэнли, а Стэнли это мы.

Мы одни. В офисном здании, откуда таинственным образом пропали все его обитатели. Что делать без указаний??? Куда идти?! Стэнли, должно быть, охватывает ужас! Но нет - голос рассказчика заботливо говорит выйти из корридора и пройти ровно в конференц-зал, дверь налево (не направо!). Вопросы решены - нам вовсе не нужно вырываться из привычного ритма жизни, а нужно всего лишь проследовать за указаниями благозвучного голоса рассказчика. И пройти игру - это будет совершенно не сложно.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

Вот такая вот завязка - и мы оказываемся в совсем крохотном, но многогранном свободном мире. На самом деле, The Stanley Parable не предложит нам глубокой и сложной истории или красивого мира, а на полное исследование игры уйдет не больше четырех часов - это просто короткометражная инди игра. Но тем не менее впечатлений за эти несколько часов она дарит великое множество! Многие двери в офисе заперты - но те, что открыты, ведут к самым разным путям. А главное - почти каждое наше действие имеет в этой игре отклик. А откликается здесь главным образом никто иной, нежели рассказчик истории.

Рассказчик - это идея не новая. Но все же в этой игре он разительно отличается от любого другого случая - в этой игре рассказчик является настоящим персонажем, с которым, играя, Вы вступаете в диалог! И ведь Вы же сразу решили не следовать всему, что говорит рассказчик, признайтесь! И должен сказать, этот первый Ваш выбор в игре был правильным. Единственным правильным. Ни один другой выбор в этой игре правильным не будет. Смысл этой игры не в том, чтобы сделать правильный выбор - а только в том, чтобы его сделать, и наблюдать за откликом - порой очень-очень неожиданным. Причем даже на Ваше бездействие.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

“Стенли облапал каждую вещь в комнате, но ничего не двигало историю вперед - поэтому стенли прошел дальше по корридору в конференц-зал”.

-Рассказчик делает легкий намек на “правильный” путь.

“Стенли знал, что свернул в неверном направлнении… но возможно он просто хотел заглянуть в комнату отдыха, перед тем как направится в кабинет к боссу? Комната отдыха действительно стоит того, чтобы ее посетить… но, тем не менее, желая вернуться к делу, Стэнли вышел из комнаты отдыха и направился по корридору налево”.

-Рассказчик объясняет наше легкое отклонение от курса и вновь направляет на “верный” путь.

“Стенли на столько плохо выполнял указания, что казалось удивительным столь долгое его пребывание на этой работе!”

-Рассказчик явно начинает возмущаться нашему поведению.

Каковой будет реакция в следующий раз, когда вы выберете не ту дорогу? О, это лучше узнать самому - оно того стоит! Никаких спойлеров я здесь нарочно не оставлю.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

Одно могу сказать сразу - рассказчик будет против. Он всегда постарается направить Вас на путь его истории, будет возражать любым попыткам противиться его воли - постоянно взывая к здравому смыслу, объясняясь, или же заманивая вас новыми дверьми и изменяя окружение, в попытках восстановить свою историю, столь нагло и безобразно сломанную игроком… и порой творящееся перед глазами будет казаться полным безумием! Особенно тут примечательно, что в конце большинства путей игра перезапускается - но при этом игровой мир почти никогда не становится прежним, а скорее и вовсе даже наоборот.

Пожалуй, больше всего это произведение похоже на такие как “Алиса в стране чудес”. Иначе чем в зазеркалье, постоянно уходя с “правильного” пути, себя не чувствуешь.

Но, что интересно, у игры, пожалуй, нет цельной своей атмосферы - их в мире игры есть несколько, под каждый случай нашего выбора или под каждый путь. Но к тому, что мы видим на каждом из путей, никак нельзя остаться равнодушным. Этому способствует и качество игры. Музыка, великолепный, невероятно выразительный голос рассказчика (озвучил которого Кеван Брайтинг, ранее известный лишь немногим британским слушателям аудиокниг) - с головой погружают в происходящее. Остается только раз за разом делать свой выбор, выискивать новые пути и секреты - наслаждаться игрой.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

Ценнее всего для меня то, что The Stanley Parable действительно является настоящей игрой. Разработчик не использует чуждый играм язык - не делает игру похожей на кино. Здесь, как и должно в игре, нам дается ситуация, и возможность на эту ситуацию повлиять, изучить, наблюдать отклик на свои действия.

Пожалуй, по жанру эту игру можно даже определить как ролевую. Мы играем определенного персонажа, мы выбираем свой путь для этого персонажа и меняем окружение, от своего имени, которое здесь известно другим игровым персонажам как Стэнли. Может показаться, что для ролевой игры мир тут слишком мал, и мало персонажей. Нам просто не дают развернуться на полную - сложно определить свою роль, когда в мире, где мы существуем, так мало лиц, которые выражают нам свое отношение к нашим действиям. Но представьте, что мир игры станет несколько больше, в нем поселится другие персонажи, а количество доступного нам выбора и отклика возрастет в той же степени - и вот мы уже влияем не только на тесное офисное окружение и отношение одного единственного рассказчика к одному единственному нашему персонажу - а на отношение и взаимодействия многих персонажей и общую ситуацию в игровом мире! Настоящая ролевая игра.

Скажем честно - разработчики этой игры не изобрели ничего нового. Но тем не менее, идея постоянного отклика на действия персонажа и ее реализация здесь, в Stanley Parable, а так же другие идеи, которые сокрыты уже в сюжетах этой игры - достойны уважения.

Не меньше восьми выборов в день
Stanley Parable, The - Не меньше восьми выборов в деньНе меньше восьми выборов в день

У игры практически нет недостатков. Визуально она могла быть лучше лишь в техническом плане - движок Source еще может поразить красотой пейзажей (вспомните хотя бы остров Dear Ester) - но все же уже довольно стар. Игровой процесс: поиск путей и доступных выборов утягивает с головой - как и сюжетный отклик игры. Интерфейс не вызывает никаких вопросов…

Немного жаль лишь одного - что очень мало. Путей на самом деле достаточно - просто хорошего всегда хочется больше. : )

98
Интересное на Gamer.ru

4 комментария к «Не меньше восьми выборов в день»

    Загружается
Чат